X

Существующая система подачи жалоб в гостендерах требует изменений

Эффективность работы системы подачи жалоб проверили в Киевской школе экономики. Выяснилось, что 62% участников считают тарифы на подачу жалоб в системе электронных закупок слишком высокими. Подача жалоб на неправомерные действия заказчика является естественной защитой участника и эффективным инструментом по предупреждению коррупции. Поэтому она должна быть доступной, достаточно простой и удобной.

За прошедшие 2016-2017 годы работы системы электронных закупок сформировалось ряд проблем в подаче жалоб, которые можно выделить следующим образом:

  • участники считают систему подачи жалоб сдерживающим фактором для себя;
  • участники не доверяют системе подачи жалоб, а в большей части случаев не знают, как ей правильно пользоваться;
  • неправильно оформленные и неоплаченные жалобы тормозят процесс проведения закупок и работу специальной комиссии АМКУ по рассмотрению жалоб;
  • нет слаженного механизма предупреждения манипуляциями на системе жалоб, в частности, так называемого троллинга.

На данный момент, сумма оплаты за подачу жалобы от участника в госзакупках следующая: 5000 гривен для тендера по закупке товаров или услуг, 15000 гривен при закупке работ. Такие тарифы довольно высоки для малых и средних компаний, а поэтому разочарование от неудовлетворенной жалобы значительно, если такое произойдет. Также для некоторых тендеров, а точнее для их сумм закупок, подача жалобы участником выглядит коммерчески неоправданным. Поэтому важно введение дифференциальных оплат.

В 11% стран Европейского союза оплата за подачу жалобы при гостендерах отсутствует, в 39% стран она дифференцированная и составляет от 1 до 3% от стоимости закупки. Изменения предполагаются и у нас в стране. Департамент регулирования публичных закупок готовит Постановление КМУ, которое подразумевает введение дифференцированной оплаты за подачу жалобы, а именно: 0,3% от стоимости закупки, но не меньше 2000 гривен, если жалоба подается до окончания срока подачи предложений от участников; 0,6% от стоимости закупки, но не меньше 3000 гривен, если жалоба подается после окончания аукциона. Остается только дождаться, будут ли введены такие изменения.

marlbo4p_pavel: